Беговые лыжи: Спортцех или магазинные
Итак, беговые лыжи «зацепили», хочется прогресса, и вы уже наняли тренера, качаете физуху и решили наконец обзавестись качественным инвентарём. Открываете интернет, вводите в поиске «купить самые быстрые и скользкие лыжи на земле» — и хватаётесь за голову. Каждый продавец хвалит своё болото, некоторые ещё и болото соседа прикладывают почем зря.
И среди всего этого хаоса то и дело всплывает термин «лыжи спортцех». Они, мол, самые лучшие, только их и надо брать, только они доставят вас на пьедесталы этапов Кубка мира и сельских водокачек. Всё остальное — для простых физкультурников (они — не мы!). Цена? А зачем спортсмену такие мелочи.
Так ли всё на самом деле?
Мне нравится объяснение одного опытного дилера французских спортцеховых лыж со скворцом на эмблеме. Ниже — немного вольный, но сутевой пересказ его слов:
Если ты выбираешь лыжи только по росту и весу, и хочешь стандартную заводскую структуру — не мучайся, бери магазинные. Ибо в цеху тебе по такому запросу принесут ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ лыжи.
Но если тебе нужны лыжи под конкретные параметры — длину и высоту колодки, точки контакта, структуру, конкретный FMAP и т. д. — вот тогда уже нужен спортцех.
На мой взгляд, это краткое и ёмкое объяснение. Дальше начинаются нюансы, и они уже зависят от потребностей конкретного лыжника.
Детали
Как в любом деле сравнения одинаковость и различие зависит от угла зрения и ценностей, лежащих за ним. Что значит - принесут такие же лыжи? Прям вообще без отличий?
Отличия конечно же есть. И речь даже не про внешние признаки вроде двух наклеек на рыбацких лыжах вместо одной. И не о том что в цеху будут более опытные консультанты, чем в розничном магазине, где вообще иногда не умеют подбирать базово даже по весу и росту.
Думаю уместнее всего разобрать типовые тезисы при выборе:
Тезис 1. «Цеховые лыжи делают из других, более качественных материалов»
Скорее всего — нет. Большинство лыж верхнего уровня производят в развитых странах, где человеческий труд стоит дороже материалов. Поэтому бренды стремятся к максимальной унификации производства.
Что экономически выгоднее?
Один конвейер, одинаковые болванки, минимум человеческого вмешательства — или несколько линий, где ради «особых» лыж надо увеличивать фонд оплаты труда, только чтобы, условно говоря, поставить другой скользяк на ту же самую модель?
Тем более даже российские лыжи оснащаются отличным импортным скользяком при гораздо более низкой цене.
Хорошая аналогия — автомобили Audi Q8, Lamborghini Urus и Volkswagen Touareg. Все они сделаны на одной платформе, хотя стоят в разы по-разному. Унификация — наше всё.
К тому же у многих европейских дилеров спортцеховые лыжи на базовых структурах стоят ровно столько же, сколько и магазинные.
Итог: модель одна, цена одна, внешне одинаковые — маловероятно, что они разнятся материалами.
Тезис 2. «Цеховые лыжи собирают вручную, а магазинные — бездушная машина»
Иногда - да. Такое может иметь место быть с некоторыми спортцехами лыж. У рыбацких лыж есть отдельный цех лыжи из которого собирают вручную. На этих лыжах могут быть небрежные следы клея и у спортсменов бывали случаи когда такие лыжи приходили ощутимо скрученные по оси как будто винтом. Конкретно тот случай исправляли по гарантии без проблем, тогда еще логистика была с Австрией что надо.
Это ни в коем случае не страшилка и не отвод. Возможно ручная сборка некоторых лыж - это единственный путь в реализации особых требований, предоставляемых лыжниками.
Главное быть внимательным и понимать эти риски.
Тезис 3. «Цеховые лыжи точнее подобраны»
Правильнее сказать: подобрать их точнее — проще, потому что доступно больше информации и сам процесс контроля прозрачнее.
Но и тут есть нюанс:
даже в спортцехе встречается разброс жёсткости 3–5 кг. Субъективно эту разницу часто не почувствовать. А учитывая естественную асимметрию человеческого тела (одна нога сильнее другой), небольшая разница в лыжах иногда даже полезна.
И главный вопрос:
А вы точно знаете, под какие параметры подбирались те цеховые лыжи, которые покупаете с рук?
Знает ли это продавец? Может, это остатки, подобранные под экзотику, а может — просто красивые цифры в объявлении.
У Atomic и Salomon часто всё честно написано прямо на лыже — высоты, длины мостов, параметры и прочее. У «рыбацких» ситуация сложнее.
С магазинными проще: их не делают экзотическими, чтобы не было сюрпризов.
Тезис 4. «Цеховые лыжи лучше едут»
Лыжи лучше едут, если они подобраны, соответственно вашему стилю, весу, технике, условиям и ряду других факторов.
А где вам подберут пару лучше — зависит не от клейма «спортцех», а от компетентности человека, который вам эту пару выбирает.
Вывод
Для любителя спортцех — это в первую очередь услуга компетентного подбора, а не магические лыжи из секретной древесины.
Выбирайте честных и грамотных продавцов — и удовольствие от катания вам обеспечено. что спортцех, что магазинные лыжи могут быть отличными и результативными лыжами, если пара подобрана корректно.
Надеюсь, было полезно.
Михаил.